- Электроэнергетика
-
Теплоснабжение
-
-
-
-
- Инвестиционные программы
-
-
Водоснабжение / Водоотведение
-
-
-
-
- Инвестиционные программы
-
-
-
Обращение с ТКО
-
-
-
- Инвестиционные программы
-
-
-
Газоснабжение
-
-
ЖНВЛП
-
-
Прочие виды деятельности
- Автотранспорт
- Пригородные железнодорожные перевозки
-
-
-
-
-
- Главная
- Деятельность
- Плата граждан
- Информационные письма
- Информация о повышении тарифов с 1 июля 2019 года
Информация о повышении тарифов с 1 июля 2019 года |
|
В связи с большим количеством обращений, поступающих от потребителей города Томска в связи с повышением тарифов с 1 июля 2019 года, Департамент тарифного регулирования Томской области сообщает следующее. Порядок государственного регулирования тарифов Согласно части 2 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органом государственной власти Томской области, уполномоченным на осуществление функций государственного регулирования тарифов, является Департамент тарифного регулирования Томской области (далее – Департамент). Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий определен федеральными законами от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также принятыми в соответствии с указанными законами постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами Федеральной антимонопольной службы. Основными принципами регулирования тарифов являются:
Тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение Тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение устанавливаются для каждой организации и рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, как отношение экономически обоснованной необходимой валовой выручки (затрат на подъем, транспортировку и очистку воды) и полезного отпуска (объема реализации потребителям). Необходимая валовая выручка – это расходы организации на эксплуатацию, ремонт и модернизацию системы водоснабжения (водоотведения). К указанным расходам относятся: электроэнергия, заработная плата основного производственного персонала, материалы, химические реагенты, услуги сторонних организаций по транспортировке воды (сточной жидкости), очистке стоков, тепловая энергия на обогрев зданий, расходы на проведение ремонтов и т.д. Кроме того, при расчете тарифов в сферах водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством учитываются расходы организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной программы. Инвестиционная программа организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение (далее – инвестиционная программа), – это программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения. Процесс водоснабжения и (или) водоотведения у каждой организации имеет свои особенности: - разная технология процесса (наличие или отсутствие технологических этапов: подъем воды (из артезианских источников) или забор воды (из водоемов), очистка воды, транспортировка воды); - разные протяженность и состояние сетей; - наличие (или отсутствие) у организации утвержденной инвестиционной программы (то есть запланированы ли мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов); - разный объем ресурса, отпускаемого потребителям. С учетом этих особенностей различаются размер экономически обоснованных расходов организаций, объемы ресурса, который потребляют потребители и, соответственно, величины тарифов на данные ресурсы. Если изменяется технология процессов, происходит рост цен на приобретаемые электроэнергию, услуги и материалы, или планируются к реализации мероприятия по реконструкции и модернизации объектов (инвестиционная программа) – изменяются и расходы. Если расходы растут – тариф увеличивается. Тарифы на холодную воду и водоотведение для жителей Томска во 2 полугодии 2019 года увеличиваются на 15%. Основными причинами роста являются: - реализация мероприятий инвестиционной программы ООО «Томскводоканал», связанных с надежностью и энергоэффективностью систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Томск» на период 2019 – 2023 гг.; - снижение объемов потребления питьевой воды в Томске; - рост цен на электрическую энергию, материалы и т.д. Инвестиционная программа ООО «Томскводоканал» Расходы на реализацию инвестиционной программы ООО «Томскводоканал» учтены в составе тарифов в экономически обоснованном размере с учетом мероприятий, определенных Администрацией муниципального образования «Город Томск». Качественная инфраструктура жизнеобеспечения является одним из основных направлений развития муниципального образования «Город Томск». Реконструкция и строительство сетей водоснабжения и водоотведения Томска осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск» в рамках реализации подпрограммы «Развитие инженерной инфраструктуры» муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения населения коммунальными услугами», а также за счет инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, утверждаемых Департаментом тарифного регулирования Томской области. Инвестиционной программой ООО «Томскводоканал» на 2019-2023 годы предусмотрены реконструкция водовода первого подъема подземного водозабора города, реконструкция двух основных насосных станций НСК и ГНС-2 перекачивающих хозяйственно-бытовые сточные воды, а также обустройство двух сливных станций для приема сточных вод, транспортировка которых осуществляется ассенизационными машинами. Выполнение указанных работ обусловлено необходимостью обеспечения надежности и бесперебойности водоснабжения и водоотведения потребителей города Томска. Указанные объекты инфраструктуры задействованы в технологическом процессе оказания коммунальных услуг для потребителей всего города, а не отдельных его районов. Реализация мероприятий инвестиционной программы ООО «Томскводоканал» напрямую влияет на повышение надежности, качества и энергоэффективности централизованной системы водоснабжения и водоотведения г. Томска, в частности, на качество подаваемой потребителям питьевой воды, количество перерывов в подаче воды потребителям, количество аварий и засоров в сетях водоснабжения и водоотведения. Необходимо отметить, что в соответствии с частью 10 правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, инвестиционная программа в сфере водоснабжения и водоотведения в обязательном порядке включает плановые значения показателей надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения. При реализации инвестиционных программ со стороны Департамента городского хозяйства города Томска предусматривается и обеспечивается контроль за выполнением мероприятий инвестиционной программы, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности. Кроме того, в соответствии с законодательством, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации, что обеспечивает прозрачность и доступ потребителям к информации о реализации инвестиционных программ. Невыполнение мероприятий инвестиционной программы и(или) недостижение показателей надежности, качества и энергетической эффективности приводит к изъятию соответствующих расходов из необходимой валовой выручки предприятия в следующих периодах регулирования. Установление тарифов на питьевую воду и водоотведение для потребителей города Томска с ростом 15% принято в соответствии с действующим законодательством и вызвано необходимостью обеспечить надежность и бесперебойность систем водоснабжения и водоотведения города Томска.
Нормативы потребления коммунальных услуг В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги (каждую коммунальную услугу) рассчитывается исходя из тарифов, установленных в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством, и из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя нормативов потребления коммунальных услуг. Таким образом, при начислении платы за коммунальные услуги конкретному потребителю в конкретном периоде за каждую коммунальную услугу в отдельности, используются две составляющие: тариф на коммунальную услугу и объем потребляемой коммунальной услуги. Для определения объема коммунальной услуги используются показания приборов учета коммунального ресурса, установленных у потребителя, а при их отсутствии – нормативы потребления коммунальных услуг, которые учитывают степень благоустройства помещения, в котором проживает потребитель. Соответственно, плата за коммунальную услугу, а также изменение совокупного платежа за коммунальные услуги у разных потребителей различается. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» закреплен переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг. Введение в муниципальных образованиях Томской области единых нормативов потребления коммунальных услуг, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», осуществляется с 2012 года. При этом переход должен быть завершен не позднее 1 января 2020 года. График поэтапного перехода к единым на территории Томской области нормативам потребления коммунальных услуг в муниципальных образованиях, расположенных на территории Томской области, предусмотрен Приказом Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 30.11.2012 № 47 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Томской области» (далее – Приказ № 47). На последнем – 9 этапе графика перехода к единым на территории Томской области нормативам потребления коммунальных услуг планируется установить нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) и водоотведению, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в отопительный период в ряде муниципальных образований, к числу которых относится муниципальное образование «Город Томск». Изменение нормативов на холодное, горячее водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение для различных категорий жилых домов и помещений произойдет как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Величина отклонения единых нормативов от ранее действовавших зависит от характеристик и степени благоустройства конкретного дома или помещения. Необходимо отметить, что установка индивидуальных приборов учета – это обязанность потребителей, предусмотренная статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно требованиям статьи 13, до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены также коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии. Таким образом, в случае выполнения потребителем обязанностей по оснащению жилых помещений приборами учета, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», коммунальная услуга оплачивается по факту потребления, что позволяет снижать объем потребляемого ресурса, а значит и размер платы за коммунальные услуги.
Ограничение платы граждан за коммунальные услуги Для населения изменение размера платы за коммунальные услуги законодательно сдерживается путем ежегодного ограничения роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии со ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (далее – Постановление № 400) индексы изменения размера платы граждан утверждаются на двух уровнях: - в среднем по субъекту Российской Федерации (индекс утверждается Правительством Российской Федерации в среднем для каждого субъекта) и для Томской области составляет с 01.07.2019 года 2,5% (по сравнению с январем 2019 года); - для каждого муниципального образования субъекта Российской Федерации (индекс утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации). При этом для любого муниципального образования не может отличаться от среднего по субъекту более, чем на допустимую величину отклонения, которая для Томской области определена (Правительством Российской Федерации) в размере 2,5%. Это означает, что увеличение суммы платежа у отдельного потребителя в Томской области за весь набор коммунальных услуг (а не за каждую коммунальную услугу в отдельности), которые он потребляет (в набор могут входить все или несколько коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение), в 2019 году не может быть выше 5,0% (2,5% + 2,5%). При этом законодательством, в целях обеспечения надежности и качества предоставляемых коммунальных услуг, предусмотрена возможность установить в отдельных муниципальных образованиях значение такого индекса выше, чем в среднем по субъекту Российской Федерации. Такое решение должно быть экономически обосновано и может быть принято на основании обращения представительного органа местного самоуправления к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 47 Основ формирования индексов, утвержденных Постановлением № 400, 26.12.2018 депутатами Думы Города Томска принято Решение № 1029 об обращении Думы Города Томска к Губернатору Томской области по вопросу установления с 1 июля по 31 декабря 2019 года предельных индексов по муниципальному образованию «Город Томск», превышающих индекс по Томской области более чем на величину отклонения, в размере 40%. В качестве оснований для установления предельных индексов в данном размере в Решении № 1029 указаны применение единых нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) и установление экономически обоснованных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение, учитывающих реализацию инвестиционной программы ресурсоснабжающей организации в сфере водоснабжения и водоотведения, в соответствии с подпунктами «а» (реализация утвержденных инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг и установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, приобретаемые в целях оказания коммунальных услуг) и «б» (установление нормативов потребления коммунальных услуг (нормативов накопления твердых коммунальных отходов) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации) пункта 46 Основ формирования индексов. На основании указанного обращения Думы Города Томска в распоряжение Губернатора Томской области от 14.12.2018 № 325-р были внесены изменения (распоряжением от 27.12.2018 № 339-р), устанавливающие величину предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальному образованию «Городской округ Город Томск» с 1 июля по 31 декабря 2019 года в размере 40%. Необходимо отметить, что установление предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на уровне, превышающем индекс по Томской области не означает, что для всех потребителей муниципального образования размер платы за коммунальные услуги (за весь набор коммунальных услуг) увеличится на эту величину. Предельный индекс означает, что выше указанной величины на территории данного муниципального образования фактический платеж не может быть ни у одного гражданина. Величина 40% определена для максимально невыгодного набора коммунальных услуг, который у потребителей Томска встречается в единичных случаях. При этом для большинства томичей фактический рост размера платежа за коммунальные услуги значительно ниже.
Меры социальной поддержки, направленные на защиту населения В целях ограничения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги наряду с государственным регулированием тарифов реализуется мера социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии). Условия для назначения субсидий определены Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761. На Территории Томской области данная мера социальной поддержки реализуется в рамках постановления Администрации Томской области от 27.11.2014 № 439а «Об установлении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг» Для расчета субсидий применяются региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи, которые устанавливаются постановлениями Администрации Томской области. Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг утверждается ежегодно по каждому муниципальному образованию на основании установленных тарифов и нормативов, при этом учитывается количество проживающих в одном жилом помещении и категория его благоустройства. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в Томской области дифференцирована от 0% (при среднедушевом доходе до 0,6 величины прожиточного минимума) до 22% (при среднедушевом доходе свыше 1,5 величины прожиточного минимума). При этом для отдельных категорий граждан (неработающие одиноко проживающие пенсионеры, семьи с детьми-инвалидами) максимально допустимая доля не превышает 13%. Право на субсидии имеют пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидия предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Более подробную информацию о назначении и выплате субсидий можно получить на официальном сайте Департамента социальной защиты населения Томской области по адресу https://dszn.tomsk.gov.ru/zhilischnye-subsidii. Также в качестве меры социальной поддержки Администрацией Томской области был разработан Закон Томской области от 08.12.2017 № 140-ОЗ «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) и (или) горячую воду» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 30.11.2017 № 747). Закон Томской области от 08.12.2017 № 140-ОЗ в совокупности с решением Думы Города Томска от 21.12.2010 № 55 «О новой редакции Положения «Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования «Город Томск» позволил всему населению муниципального образования «Город Томск» существенно снизить плату за отопление, которая занимает до 70% в платеже граждан за коммунальные услуги. |
Дата публикации: 12.08.2019
|